К.Ускенбай
Прообраз казахского улуса (из этнополитической истории Ак-Орды)
История развития кочевой государственности на степных просторах евразийского региона, важной составной частью которого всегда являлась территория Казахстана, насчитывает около двух тысячелетий. Политические объединения, создававшиеся в кочевой Степи и имевшие различные по уровню развития формы государственности, несли в себе, прежде всего, элементы традиционности. Иными словами, имевшие здесь место способы государственной организации и управления зачастую наследовались от своих близких или дальних исторических предшественников . Учитывая это, мы должны говорить о важной роли преемственности и традиционности в кочевой государственности; изучая именно этот ее характер, возможно, получить более полное представление о конкретных примерах ее функционирования. Каждое государство, созданное тем или иным этническим коллективом кочевников средневековья, в своих государственных институтах имело и предшественников, обладавших этими органами, и преемников, унаследовавших их после исчезновения. Таким образом, в изучении социально-политической организации кочевников средневекового периода достаточно существенным становится исследование проблем исторической преемственности в развитии государственности на территории средневекового Казахстана и прилегающих к нему регионов. Одним из важнейших этапов в развитии кочевой государственности стало создание в начале ХІІІ в. Монгольской империи, вобравшей в себя основные государственные традиции предшественников. Значительные этнотерриториальные границы и большая степень централизации обеспечили долгую жизнь административно-политическим введениям монголов на завоеванных территориях после ее распада и падения. Монгольская империя стала рубежом в средневековой истории, разделившей ее на два периода, домонгольский и послемонгольский. Генерированные ею идеи организации политической системы страны и ее управления надолго определили дальнейшую историю кочевой государственности.
Исходя из этого, анализ государственного строя различных ханств, орд и улусов, возникших после исчезновения монгольского не только политического, но и идеологического единства, не будет полным без изучения их предшественника, единого монгольского государства и его непосредственных преемников, улусов его сыновей и внуков. Именно в этом ключе должна рассматриваться, как представляется, государственная история Казахского ханства. Казахское ханство в своей государственности стало одним из преемников Монгольской империи, а через нее и полуторотысячелетней центральноазиатской государственности. Если более конкретно, то первое казахское государство, основанное потомками Урус-хана Жанибеком и Кереем, возникло на базе государственного объединения Восточного Дашт-и Кыпчака, управлявшегося потомками старшего сына Джучи-хана Орды. На основе улуса Орды и его потомков формируется новое сильное государство Ак-Орда, ставшее впоследствии ядром Казахского ханства. Иными словами, становление и развитие казахской государственности, этническая и политическая консолидация населения Восточного Дашт-и Кыпчака – по существу завершающий этап процесса формирования единой народности – приходится на ХІV-ХV вв. В указанный послемонгольский период Отечественной истории, в рамках будущей этнополитической территории Казахского ханства на основе монгольских улусов складываются государства Ак-Орда, Могулистан, Ногайская Орда, ближайшие политические, этнические и культурные предшественники Казахского ханства. Однако, главным из них, должно быть признано государство Ак-Орда.
Восточный Дашт-и Кыпчак в составе Монгольского государства. Широкомасштабные внешние войны Чингиз-хана 1209-1227 гг. привели к созданию одного из самых сильнейших государств во всем тогдашнем мире. Система управления в империи, основанная на военно-административном делении всего государства, основы, которой были заложены еще на рубеже XII-XIII вв. самим Чингиз-ханом, оказалась не только жизнеспособной в военно-политическом плане, но и достаточно реально влияла на социальное и этническое развитие многих завоеванных монголами народов. Согласно сложившейся государственной традиции номадов, государство для более эффективного управления разделялось в военно-административном отношении на крылья и улусы. В этом плане Монгольская империя и ее улусно-крыльевая система являются самым ярким примером. Разделение армии и населения на крылья и улусы спроецировалось на административное устройство всей Монгольской империи. Проекция военной системы деления на административно-территориальное было характерным явлением большинства государств, созданных кочевниками евразийского степного пояса. «Совпадение общественной и военной структуры – отмечал по этому поводу Г. А. Федоров-Давыдов – характернейшее явление общественного строя кочевников Центральной Азии» . Именно эта так называемая улусная система или структура, легшая в основу административно-территориального устройства всей Монгольской империи, стала определяющим фактором всех дальнейших не только социально-политических, но и этнических процессов, протекавших в различных регионах государства и, прежде всего в Восточном Дашт-и Кыпчаке, входившем составной частью в один из первых и самых крупных чингизовских улусов – Улус Джучи. Полный текст статьи можете скачать зарегистрировашись.
|