— Алматы — единственный в мире город, в черте которого сохранились древние некрополи-курганы — захоронения сакской элиты и вождей усуньских племен, их возраст составляет более 2,5 тысячи лет, — говорит Баян Туматаевна. — Например, на пересечениях проспекта Райымбека с улицей Болотникова, Тургута Озала и Толе-би, а также Карасай-батыра и Рахманинова, вдоль улиц Гагарина, Умурзакова, Гайдара, Руднева, Маршака и других до сих пор возвышаются отдельные курганы диаметром от 40 до 60 и высотой до пяти метров. В зоне этих захоронений находили отдельные предметы и целые клады уникальных высокохудожественных изделий сакской культуры — бронзовые котлы, жертвенники, алтари, кинжалы, наконечники стрел, удила, браслеты...
Большое количество памятников древности, расположенных на территории Алматы, полностью или частично сохранившихся до наших дней, а также случайные находки изделий из бронзы, железа, керамики, камня и кости свидетельствуют о том, что человек начал осваивать земли в глубокой древности. Уже в эпоху поздней бронзы здешние жители занимались земледелием и скотоводством.
Однако не все известные курганы и поселения урочища Алматы описаны в новой книге, предупреждает ее автор, поскольку большое внимание в ней уделено научному и культурологическому анализу жизнедеятельности ранних кочевников, их мировоззрению, принципам расселения, формированию культово-административных центров. Многочисленные находки уникальных произведений древнего искусства на территории Алматы, по мнению исследователя Туякбаевой, говорят о существовании здесь во II—I тысячелетиях до нашей эры крупного духовного центра андроновских племен, мигрировавших из Семиречья на Средний и Ближний Восток и в Индию.
Из самых ранних (II—I вв. до н. э.) в Алматы исследованы два андроновских поселения, где археологи нашли зернотерки ладьевидной формы, глиняную, керамическую посуду, каменные песты, пряслицу, другой бытовой и ритуальный инвентарь, очаги. Например, к северо-востоку от аппаратно-студийного комплекса на пересечении улиц Желтоксан и Тимирязева находилось крупное поселение жреческой общины, где найдены обломки глиняной посуды с сетчатыми отпечатками, зольники. А чуть выше, в микрорайоне «Самал», — стационарный храм ранних кочевников, который исследовал известный археолог Мир Кадырбаев. Кроме того, в городе и его окрестностях обнаружен ряд усуньских поселений III—I веков до нашей эры.
Намного позже, в X—XI веках, поселения на месте Алматы превратились в укрепленные города, которые располагались вдоль караванных дорог.
— Мы мало знаем не только древнюю, но и современную историю нашего города, — говорит Баян Туматаевна, — поэтому цель моей новой книги — рассказать об этапах урбанизации урочища Алматы, о работе ученых, по крупицам воссоздающих единую картину прошлого.
Так что добро пожаловать в увлекательное историческое путешествие. Автор нового издания надеется, что ее труд станет полезным для историков, архитекторов, культурологов, обществоведов, преподавателей и студентов. Для всех, интересующихся Алматы — этим древнейшим культово-административным центром кочевого мира.
Раушан ШУЛЕМБАЕВА
г. Алматы
Казахстанская правда № 8-9 (25752-25753) 15.01.2009
|