В столице Кыргызстана, в Национальном академическом театре оперы и балета им. А. Малдыбаева, несколько месяцев готовилась необычная премьера. Потом спектакль был показан в Алматы, Анкаре и Баку. В этом проекте принимали участие солисты, хоровая и хореографическая группы, а также гримеры, декораторы, реквизиторы из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции, а также Башкортостана и Татарстана.
Многонациональным был и авторский коллектив: режиссер-постановщик Афлатун Неймат-заде, балетмейстер-постановщик Мехмет Балкан (Турция), главный дирижер Рауф Абдуллаев и главный хормейстер Эльнара Керимова (Азербайджан), балетмейстер Акан Нуртазин (Кыргызстан) и хормейстер Алия Темирбекова (Казахстан)... Назвать здесь всех, к сожалению, невозможно. Солисты – Шуле Г¸кен (Турция), Земфира Исмаилова (Азарбайджан), Ахмет Агади (Татарстан), Гульзат Даурбаева и Дархан Жолдыбаев (Казахстан) и другие также представляли музыкальные столицы тюркской ойкумены.
Фото из архива Азербайджанского театра И в Бишкеке, и в Алматы, и в Анкаре зрители исключительно доброжелательно принимали оперную постановку и отмечали ее как запомнившееся яркое событие в концертно-театральной жизни. «К¸роглы» покоряет четкостью режиссерского замысла, темпераментностью в передаче напряженного сюжетного построения, стилистической точностью исполнения. Каждый спектакль непременно получался «на особицу», имел что-то свое.
Оперный «марафон» триумфально завершился в Баку, на сцене Азербайджанского театра оперы и балета имени Мирзы Фатали Ахундова, именно там, где более семидесяти лет назад первый раз прозвучало выдающееся произведение классика современной азербайджанской музыки. В театральном фойе многочисленные зрители знакомились с богатой книжно-иллюстративной выставкой «У. Гаджибеков. Жизнь и творчество». На ней были щедро представлены книги, альбомы, ноты, библиографические пособия. Изумляли раритетные афиши и фотографии, например, афиша столетней давности, сообщающая, что состоится представление оперы «Лейли и Меджнун».
Многочисленные фотографии, документы знакомили с самим автором «К¸роглы», личностью огромного дарования, редчайшего душевного совершенства, и с теми, кто входил в ближний круг композитора. Здесь же изобразительная летопись спектаклей, поставленных по музыкальным произведениям У. Гаджибекова, включая, разумеется, вершинное достижение мастера – оперу «К¸роглы» и «легендарный мюзикл Востока» – оперетту «Аршин мал Алан».
На вопрос, почему для мировой премьеры, должной представить богатство тюркской музыки, была выбрана именно опера «К¸роглы», подробно рассказал генеральный директор организации ТЮРКСОЙ Дюсен Касеинов, благодаря энергии и настойчивости которого и осуществился этот уникальный проект.
По его словам, блистательная музыка Узеира Гаджибекова, в своей основе глубоко народная, вобравшая в себя и волшебно преобразившая национальное музыкальное наследие, обогатившаяся мелодическим опытом гениальных европейских оперных композиторов, отличается прозрачностью и чистотой формы, неподдельной искренностью и необыкновенным художественным изяществом. Опера «К¸роглы» своим истоком имеет эпическое сказание, которое любимо многими народами. Это история о доброте и жестокости, коварстве и жертвенности, о всепобеждающей силе любви. Воссоздание народной поэмы в музыке У. Гаджибекова подтвердило бессмертие эпической легенды. Решение привлечь исполнителей из разных стран призвано помочь более обстоятельному и плодотворному знакомству с музыкальными и поэтическими шедеврами тюркского мира, со зрелыми мастерами современного оперного искусства и с артистической молодежью.
Публика долго не отпускала Гульзат Даурбаеву (Нигяр), Садырбека Жумашева (К¸роглы), Дархана Жолдыбаева (Гамза-бек), других солистов, хор, артистов балета, постановщиков... Занавес сходился и расходился... Несмолкаемые крики «браво!». На сцену внесли огромные букеты от Министерства культуры и туризма, Союза композиторов Азербайджана, от посольства Республики Казахстан. Всем присутствующим на сцене вручали пламенеющие розы и гвоздики, артисты бросали цветы в зал... Одним словом, это был настоящий праздник.
Чувства земляков У. Гаджибекова наиболее полно выразил министр культуры и туризма АР Абульфаз Гараев. Обращаясь к участникам спектакля, он сказал:
– Дорогие друзья! Нам, соотечественникам выдающегося композитора, нашей национальной гордости, очень дорого, что вы приняли на себя благородную миссию знакомить братские народы с чудесным, страстным и исключительно человечным искусством Узеира Гаджибекова. Вам удалось создать яркое сценическое произведение, исполненное подлинной героики, лирического обаяния, поэтической одухотворенности, тонкого вкуса. Это блестящее исполнение замечательной оперы позволяет надеяться, что масштабный, большого культурного значения проект организации ТЮРКСОЙ будет столь же достойно продолжен.
Константин КЕШИН, Алматы
Казахстанская правда 9 октября 2009 года
|