Сенсацию в научном мире произвела находка, сделанная экспедицией Сарыаркинского археологического института при Карагандинском государственном университете имени Е. Букетова, работавшей по областной программе «Культурное наследие». В сотне километрах от областного центра, на территории Бухаржырауского района, в одном из курганов некрополя Ащису, являющем собой древнейший памятник эпохи бронзы на территории Центрального Казахстана, археологи нашли бронзовый сосуд. Он существенно изменил представления о жизни скотоводческих племен степной Евразии.
Возраст этой «тонкостенной емкости острореберной формы» – четыре тысячи лет! А это значит, уже в те далекие времена в Великой степи уже использовались передовые технологии, что говорит о довольно высоком уровне цивилизации.
– В текущем году мы вели раскопки на пятом кургане могильника Ащису. Здесь, как и под каждой насыпью, вскрытой нами, на всем погребальном поле на глубине полутора метров и ниже открывалось своего рода архитектурное сооружение, – рассказывает руководитель экспедиции, старший научный сотрудник Сарыаркинского археологического института, кандидат исторических наук Игорь Кукушкин. – На месте погребения – мощная глиняная площадка с каменной оградой, над погребальными камерами возведен склеп, а весь курган окружен широким кольцевым рвом, разомкнутым с западной стороны, – на закат солнца. Как показали исследования, все захоронения принадлежат воинам-колесничим, занимавшим высшую ступень в родоплеменной иерархии и, возможно, имевшим царский статус. Погребения сопровождаются парными костяками лошадей, символизирующими колесничную упряжку. Причем расположение жертвенных животных практически полностью совпадает с многочисленными наскальными изображениями колесниц. Из наиболее показательных находок на Ащису выделяется массивный багор с остатками сохранившейся деревянной рукояти, использовавшийся, как предполагает Игорь Кукушкин, для сбрасывания противника с колесницы. А также щитковый псалий с тремя монолитными шипами. Он изготовлен из рога лося (или оленя) и покрыт резным орнаментом в виде треугольников, а на планке – в виде ласточкиного хвоста. Псалий, как разъяснил Игорь Алексеевич, использовался до изобретения металлических удил для жесткого управления лошадьми, запряженными в двухколесную повозку. Аналогов ащисуйского псалия на просторах Евразии пока не обнаружено.
Областное управление культуры организовало приезд журналистов на место раскопок, чтобы подробно рассказать о находках археологов. Бронзовое оружие, резная кость, кремневые наконечники стрел, коллекция керамической посуды указывали на рубеж III–II тысячелетий до нашей эры. Более того, предположения карагандинских ученых подтвердила радиоуглеродная экспертиза костного материала в Новосибирске. В лаборатории Сибирского отделения РАН назвали более точную дату – 2030–2010 годы до нашей эры.
Раскопки на пятом кургане перед самым завершением преподнесли сюрприз: бронзовые бусы, очковидную подвеску, иглу с ушком. В одной из камер, выложенной местным камнем, где поблизости друг от друга лежали бронзовые стержни квадратного сечения, загнутые под углом и заостренные с одной стороны, в углу под каменным завалом и нашли два сосуда. Первый – разбитый керамический и второй – такой же формы, но деформированный, бронзовый, 25–30 сантиметров в высоту и столько же в диаметре. Он-то и оказался бесценным.
– Изготовлен, видимо, литьем, по восковой модели. Причем поддон вылит отдельно, а затем сваркой соединен с туловом. Он повторяет форму и способы изготовления керамических сосудов, а это доказывает, что местное население владело высокими технологиями бронзолитейного производства уже в начале второго тысячелетия до нашей эры, – делает вывод Игорь Кукушкин. – В Китае, например, подобная технология появилась лишь через 500 лет, у саков – и того позже. Находка говорит еще и о том, что в этот период жители на территории степной Евразии не кочевали, а вели оседло-скотоводческое хозяйство.
Удивительно и другое. По словам руководителя экспедиции, это первый и единственный сосуд из бронзы, обнаруженный на скотоводческом поселении степной полосы Евразии. Технология их изготовления уводит нас к высоким цивилизациям Передней Азии. Такие сосуды встречались на Кавказе и в Бактрийско-Маргианском археологическом комплексе в южной полосе Туркмении, куда могло продвинуться население Передней Азии.
– Это были оседло-земледельческие цивилизации, имеющие уже строго стратифицированное общество, – утверждает ученый. – Можно предположить, что какое-то крупное поселение могло существовать на территории Казахстана, не исключено, что в пределах Карагандинской области, по берегам реки Сарысу. На это косвенно указывают и многочисленные петроглифы, обнаруженные в Бетпакдале.
Итак, находка бронзового сосуда открывает новые перспективы исследований некрополя Ащису – поиск древнего поселения. Как считают археологи, ранние культуры появляются внезапно, погранично, и для них характерны поселения именно крепостного типа. Да и погребальный набор красноречиво говорит о военизированном облике населения.
– Предположим, поселение будет найдено, что тогда? – спрашиваю Игоря Кукушкина.
– Тогда можно рассчитывать и обнаружение в непосредственной близости жилищ, предметов быта, производственных площадок, где плавили бронзу, и какого-то ритуального места, – отвечает археолог. – Коль могильник Ащису – элитарный, значит, где-то должен быть крупный некрополь для рядовых общинников. Есть еще один фактор: в 20 километрах расположено медное месторождение Алтынтюбе, где обнаружены древние горные выработки. И вполне возможно, что население использовало его руду. Поэтому следует продолжить исследования.
Кстати, внутри древнего бронзового сосуда оказались и деревянные фрагменты. Карагандинские археологи намерены сделать их радиоуглеродный анализ. На главную же находку – сосуд ученые смотрят как на «святой Грааль эпохи бронзы».
Наталья РЫЖКОВА,
фото Игоря КУКУШКИНА,
г. Караганда
№ 206-207 (25950-25951) 28.08.2009
АО "Республиканская газета "Казахстанская Правда"
|