Saki
Меню сайта

Категории каталога
книги [12]
книги о скифах, саках, массагетах, древних тюрках
рефераты [20]
о кочевниках в целом и в частности
курсовые [4]
по древней истории казахов
дипломные [0]
древняя история
диссертации [0]
древняя мстория
статьи [17]
по истории кочевников
Шпаргалки и тесты для школьников [8]
Песни и музыка MP3 [41]
Музыка и песни современных саков, кипчаков, кайсаков, касаков (казахов)
Исламиат [34]
Все про Ислам

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 719

Главная » Файлы » статьи

Вечные ценности Великой степи
[ ] 03.02.2009, 06:41

Вечные ценности Великой степи

Летом этого года я побывал с группой ученых в Самаре, городе на берегу Волги. Всматривался в безбрежную водную гладь реки, нашими предками называемой Едиль, и в моей памяти всплыла череда образов выдающихся исторических личностей Великой степи: Томирис, Аттилы, Бильге-кагана и Кюль-Тегина, казахских султанов Керея и Жанибека, великих жырау Асана Кайгы и Казтугана. Я думал об истоках культуры Великой степи.

Эти мои размышления приобрели четкие очертания, когда я возвращался домой, в Астану. Тогда в голубом чистом небе заметил степного беркута, который одиноко парил в слепящем воздушном просторе и, казалось, уплывал прямо в открытый космос. Я понял, что эта гордая птица стала для меня неким символом памяти ушедшей и настоящей истории Евразии. Малая толика драгоценных свидетельств прошлого, в течение многих веков сокрытых под землей в курганах, дошла до нас, но найденные в последние годы во время археологических изысканий и сохраненные в памятниках письменности, они раскрывают новые страницы нашей истории.

Сегодня евразийские народы могут познакомиться с творениями древних авторов Великой степи. Вглядитесь в копию стелы Кюль-Тегина, что установлена в атриуме Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева в 2000 году. Большую пищу для ума дают и кабинет Л. Н. Гумилева, и музей письма, открытый в нашем университете в 2003 году, экспонаты которого поражают бесценными образцами писем, бытовавших в Великой степи на протяжении ряда тысячелетий. Кроме того, мною и Каржаубаем Сарткожаулы подготовлен к печати первый в истории полный Атлас орхонских рунических текстов, в котором представлены известные всему миру и малоизвестные памятники письменности далеких наших предков. Эти тексты прочитаны нами заново — прояснены места, недостаточно разработанные в предшествующих публикациях В. В. Радлова, С. Е. Малова, П. М. Мелиоранского и других ученых, внесших достойный вклад в тюркологию.

Народ, несмотря на все перипетии судьбы, сохранил в своей памяти ценности культуры — это не только эпос о Камбар-батыре, но и эпические творения о Кобланды, Алпамысе и многих других героях. В тоталитарном прошлом народ передавал эти произведения тайно из уст в уста, позже они были записаны и спрятаны в сокровенных сундуках, и когда в доме собирались почитатели старины, их читали нараспев и декламировали многие места того или иного эпоса наизусть. Разве еще 12 лет назад мы могли представить, что Глава государства в основу государственной идеологии поставит проблему изучения наших духовных истоков? Это было вековечной мечтой многих поколений. Теперь это стало явью: изучается и издается богатейшее культурное наследие народа.

Сегодня наш университет превратился в научный центр исследования не только кочевнической культуры, но и евразийской цивилизации в целом. В мае 2000 года на Международной тюркологической конференции мы предложили именовать культуру Великой степи «древнетюркской цивилизацией». Тайны древних письменных памятников до конца еще не раскрыты, многие места рунических текстов еще не дешифрованы. В Монголии, в долине Кошо-Цайдам, в конце XIX века были обнаружены так называемые царские захоронения: руническая стела Кюль-Тегина, памятники Тоньюкука и Бильге-кагана и многие другие тексты, высеченные на камнях. Авторы этих письмен призывали народ укреплять могущество Вечного Эля, не дать распасться великой тюркской империи. Удивительно, как это актуально и для нашей современной истории. Вот, например, как Йоллыг-Тегин призывал в VIII веке своих сограждан укреплять мощь государства:

Молился я всегда: пусть доблесть, слава, имя,

Что к тюркам перешли от предков боевых,

Не сгинут без следа! — глаз не смыкал в ночи,

Дни коротал делами, сил не щадя своих.

Лучшие представители Вечного Эля понимали: там, где нет единства, нет и державы. Только междоусобицы, распри, зависть могут сгубить и народ, и государство. Горечь звучит в отрывке из «Памятника в честь Кюль-Тегина»:

Скажи, о тюрк: кто погубил державу?

Ведь внешние враги нас не смогли сгубить.

Нас Тенгри не давило сверху,

Земля Умай под нами не тряслась.

Так кто же погубил наш тюркский Эль?

О мой народ, в чем гибели причина?

О мой народ, кто по миру тебя пустил?

О мой народ, кто сквозь тебя копьем прошелся?

О мой народ, кто в плен тебя увлек?

О мой народ, кто, кто во всем виновен?

О мой народ, измена, подлость, низость тебя сгубили.

...Глядя на парящего в небе беркута, я думал: сколько прекрасных и страшных картин прошлого проплыло перед взором этой птицы, равнодушной к радостям и печалям людей, населяющих Степь. И будто возникло из голубой, безбрежной дали пространства и времени передо мной великолепие древних городов на Великом шелковом пути, о коих напоминают развалины Орда балыка и Отрара. Перед моим внутренним взором вставали древнейшие окрестности Тараза, Шымкента, городище Бозок в пяти километрах от Астаны, мавзолей Ахмеда Ясави и многие другие памятники культуры Евразии.

Далекие раскаты грома напомнили мне о грозных степных летучих конницах Бумын-кагана, Истеми-кагана и Кутлуг-кагана, покорителей Евразии в истории нескольких тысячелетий, и об очаровании мирных летних пастбищ, о серебряном звоне шолпы на длинных девичьих косах и старинных тюркских напевах под аккомпанемент домбры и кобыза. Степная песня кочевника — живая летопись вечной, наполненной трудами и радостями, победами и поражениями жизни казаха и его мирного окружения — населения Евразии.

О вкладе в мировую культуру говорит и казахская литература. Сегодня не вызывает сомнения, что она явилась наследницей богатейшей древнетюркской письменности. Эти протоказахские памятники, высеченные рунами на камнях, предметах быта или оставленные на бумаге, подвергались уничтожению или замалчиванию в недалеком прошлом. Определенная часть их пропала бесследно, исчезнув под пылью веков. Львиная доля оставшегося хранится в запасниках известных библиотек и музеев: в Британском музее, в Парижской и Берлинской библиотеках, в Киото и Пекине, в Санкт-Петербургском отделении ИВ РАН. В Астане в Евразийском университете возрождается библиотека Отрара, в которой собраны редчайшие манускрипты древнейшего периода истории Великой степи.

Тюркские народы в V—XV вв. жили в одном этническом суперобъединении. Их связывали великая поэзия и единый язык, а также идея Вечного Эля, не только служившая фактором укрепления удельно-лествичной системы власти и возвышения культуры Великого тюркского каганата (V—VIII вв.), но и позволившая тюркам выйти на историческую арену как великой евразийской державе. После распада тюркской империи они оказались в разных государственных образованиях. Все это не могло не отразиться на языке, стиле, жанровом своеобразии литературного наследия прошлого. И только казахский народ, находясь в центре тюркской ойкумены, сумел сохранить в чистом виде и язык, и стиль, и напевы тюркской речи. Об этом не раз писали В. Радлов, В. Бартольдт, С. Малов, П. Мелиоранский и Л. Гумилев.

Изумительный мир открывает нам протоказахская художественная и научная литература. Перед нами предстает личность, которая соотносит себя непосредственно с космосом: в земном бытии номад ощущает себя удивительно свободным и беспредельно могущественным. Именно такая личность сумела создать великолепнейшие шедевры и в поэзии, и в науке. Об этом говорят труды аль-Фараби и Ибн-Сины, Ахмеда Ясави и Ахмеда Иугнеки, Махмуда Кашгари и Юсуфа Баласагуни и других.

Духовный мир казаха — это особая рефлексия культурной традиции Вечного Эля. Это касается феноменального и исключительного импровизаторского искусства. Жыр — это и стихотворение, и ораторство, и песнь, и поэтическое обращение. Это своеобразная публицистика, риторика, поэтический призыв-памфлет. Жыршы, жившие в XV—XVIII веках, были не только поэтами, но и вождями племен, улусов, а также батырами, советниками ханов. Жыршы не касается бытовых мелочей. Только в тяжелую годину на Великом курултае или на грандиозных празднествах звучит его голос. 

До нас дошли исторические сведения о выдающихся поэтах-импровизаторах, оказывавших великое воздействие на собравшихся силой своего поэтического дара. Лучшие из этой когорты умели в течение длительного времени (более сорока суток) вести эпические повествования, например, о приключениях персонажей из «Тысячи и одной ночи», о подвигах Рустама из «Шах-наме» Фирдоуси, о деяниях крымских батыров и другие. Вспомним выдающихся представителей этого вида искусства казахов: Сыпыра-жырау, Асана Кайгы, Казтуган-жырау, Бухар-жырау, Мурын-жырау, Жамбыла. Многие из жыршы умели предсказывать те или иные события будущего. Они создавали эпическое произведение — размышление, перемежая его меткими крылатыми словами и афоризмами. Жыршы выступает как философ, когда он затрагивает важные общественные проблемы, объясняя изменения, происходящие в мире, в повседневной жизни человека и общества, в природе, затрагивает и морально-нравственные темы.

Родоначальниками собственно казахской литературы, появление которой относится к началу XV века, были Асан Кайгы и Казтуган-жырау. Их произведения, написанные на берегах Едиля (Волга), дают представление не только об исторических событиях эпохи становления казахской народности и государственности, но также и о высоком уровне поэтического мышления, присущего цивилизации Великой степи.

Чокан Валиханов назвал Асана Кайгы философом евразийских кочевников. Он сумел правильно оценить смутный период в истории тюркских народов, предвидел распад Джучиева улуса (Золотая Орда), на смену которому придут мелкие и жалкие государственные образования, раздираемые междоусобицами. Именно в это время Асан Кайгы призывал к единству казахов трех великих жузов, которые составили основу суверенного Казахского ханства. Именно он в период политической борьбы 1450 года в улусе Абулхаира был на стороне оппозиции — султанов Керея и Жанибека.

В 1456 году эти султаны основали Казахскую Орду в бассейне реки Чу, и Асан Кайгы стал главным идеологом нового государства казахов. Так поступали древнетюркские йолуги (советники-поэты), когда, например, в середине VIII века тогуз-огузы пытались отделиться от Вечного Эля. Они прилагали огромные усилия по сохранению державы от распада.

Приведу один отрывок из творчества Асана Кайгы, в котором он поэтическим языком говорит о значимости и силе родного слова:

Чистейший и бесценный жемчуг

На дне морском в тиши лежит.

Чистейшее, цены безмерной слово

Во глубине души лежит.

Казтуган-жырау был современником Асана Кайгы. Его творчеству свойственна яркая образность, глубина и тонкость наблюдения и вместе с тем непосредственность в выражении чувств и восприятии окружающего. До нас дошли свидетельства, что он во второй половине XV века со своим родом покинул берега Едиля и вошел в состав Казахского ханства. Это произошло в то время, когда казахи сумели укрепиться на землях нынешнего Центрального и Западного Казахстана, то есть приблизительно в 1460—1480 годах.

...Налетел речной бриз. Покидая берега Волги, я окинул взглядом безбрежную речную даль. На память пришли щемящие душу строки Казтуган-жырау, благословлявшего тех, кто враждовал с казахскими племенами и остался на берегах этой великой реки. Какая удивительная широта и человечность натуры!

Таков дорогой мой Едиль незабвенный.

Его покидаю, а вас непременно, А вам оставаться...

Все, кто у Едиля останется, будьте благословенны...

Евразийская цивилизация появилась в центре континента Евразия, то есть в Великой степи. В далеком прошлом возникло противостояние не между Востоком и Западом, а реально, с одной стороны, между Евразией и Западом, с другой — между Евразией и Востоком... Так сложилось исторически еще в сакское и хуннское, позже — в гуннское, тюркское и тюрко-монгольское времена. Затем, после распада Монгольской империи, появились новые государственные образования, в том числе и Казахское ханство.

Мы сегодня не должны забывать, что казахская государственность переживала сложные, порой трагические ситуации: походы джунгаров, колониальный период в составе Российской империи и плачевное состояние культуры и языка казахов в годы существования СССР. Чтобы восполнить пробелы нашей истории и восстановить историческую правду о нашем народе, я в соавторстве с А. Сейдимбеком и К. Салгариным, отринув классовый подход при освещении культурного и исторического наследия, написал и издал историко-культурную энциклопедию «Елтутка». Она предназначена последующим поколениям, чтобы они выросли, зная о своих великих предшественниках. Я думаю, что в недалекой перспективе возникнет потребность в издании и 200-томной хрестоматии по истории Казахстана, и в десяти томах «Елтутка».

В конце ХХ века, после распада СССР, в центре Евразии появился независимый Казахстан, который одним из первых государств Евразии определил свое евразийское назначение, провозглашенное Президентом Нурсултаном Назарбаевым в 1994 году, когда он выступал перед студентами и профессорско-преподавательским составом МГУ. Нурсултан Назарбаев выдвинул идею создания ЕврАзЭС, которая была им же решительно воплощена в жизнь, и тем самым поставил точку над «i» в многовековой дискуссии по созданию Евразийского сообщества. В одиночку нельзя выйти из возникшего экономического застоя: только интеграция экономик (примером служит ЕС) позволит за короткий срок преодолеть следствия постсоветской реальности.

Эта идея Нурсултана Назарбаева ближе народам, принадлежащим априори к евразийской цивилизации. Их тесные связи мы можем обнаружить еще в арийскую эпоху, когда разноликие и разноязыкие арии создали прецедент, начав «первое» великое переселение народов Евразии. Эта эпоха уступила место другому времени, когда вначале хунны и гунны, а затем Великий Тюркский Эль силой оружия и неуемной «пассионарной» энергией завоевали огромные евразийские пространства. В эти эпохи выработан особый евразийский менталитет, складывавшийся в результате длительного и постоянного контакта, с одной стороны, с Западом, начиная с эпохи эллинизма, с другой — с Востоком. Этот менталитет имеет особую общую основу у многих народов Евразии: тюрков, славян, финно-угров, остготов (древние восточные германские племена), хуннов-гуннов и сяньбийцев (древние монголы). В течение тысячелетий они жили рядом, иногда входили в конфедерации.

Государства евразийского типа — это такие образования, которые в различные исторические эпохи возникали и исчезали, сближались и отдалялись друг от друга на огромных пространствах евразийской лесостепной зоны. Они умели подчинять народы, смешивая, ассимилировали их, и на историческую арену выходила новая популяция. Именно эта популяция, обладающая «пассионарной» энергией, создавала мощные племенные союзы, которые стали основой для образования тех или иных сильных государств — Киевской Руси, Великого тюркского каганата, Империи тюрко-монголов, Казахского ханства, Московского царства и других.

Таким образом, одни и те же ордынские порядки (ordus — порядок) и законы, одна цементирующая идеология и принципы государственного устройства, насаждаемые государственным аппаратом, а также привычные людские взаимоотношения на разных уровнях — все это, вместе взятое, стало объективной реальностью, ведущей к осознанию общности судеб. Иными словами, к формированию единого евразийского менталитета. Эта ментальность существует и в настоящем, ее мы наблюдаем в государствах чисто евразийского типа — в Российской Федерации, Республике Казахстан, Украине, Турецкой Республике... Естественно, государства евразийского типа различаются и различались в прошлом укладом хозяйства, образом жизни, религией и национальным компонентом культуры. Но объединяет их, кроме территориальной близости, сложившаяся евразийская культура. Она способствует формированию евразийской общности, начавшей создаваться в ходе естественного, эволюционного течения событий.

В современную эпоху высокой интенсивности межгосударственных отношений и влияния научно-технического прогресса раздвигаются границы евразийской цивилизации, которая в перспективе может превратиться в трансевразийскую систему интеграции. То есть не за горами новая эпоха «осевого времени» (К. Ясперс), когда наступит подлинное духовное основоположение трех великих цивилизаций: европейской, дальневосточной и евразийской. Стержнем этого образования будут государства евразийской цивилизации, соединяющие Запад и Восток в подлинном смысле этого слова.

Итак, духовное наследие народа Казахстана, начиная с древнейшей эпохи, обогатило общечеловеческую культуру. И, как пишет Олжас Сулейменов в предисловии к моей книге «Камни говорят»: «Мы должны нести служение культуре и истории своего народа. Глубже и все настойчивее изучать тайны древнетюркской руники. Ибо эти письмена сохранили для нас душу нашего народа».

Мырзатай ЖОЛДАСБЕКОВ,
доктор филологических наук

Категория: статьи | Добавил: zolotoichelovek
Просмотров: 1335 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Для скачивания файла отправте СМС и получите ссылку.SMS-чат смс стоит всего на всего 15 рублей, 5 гривен, 62 тенге
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright Oskenbai S.A. © 2018
Сайт управляется системой uCoz